Как правильно критиковать подчиненных  Нужно ли начальнику выказывать недовольство работой своих сотрудников, если на то есть веские причины? Конечно, да. Без критики рабочий процесс обречен на стагнацию и хаос. Если что-то делается неправильно, виновный сотрудник должен осознать это и принять свою долю ответственности. Могут быть и другие причины для недовольства руководителя – это и нарушение трудовой дисциплины, и какие-то промахи личного характера.

  Цель критики – устранение источника появившейся проблемы или неприятной ситуации и предупреждение «рецидива». Подразумевается, что после выговора (устного или зафиксированного документально) подчиненные перестают делать неверные шаги и идут в нужном направлении. Но так ли это происходит на самом деле?

Как правильно критиковать подчиненных

Неконструктивная критика

  Опыт показывает, что в ряде случаев имеет место обратный эффект: ситуация не только не улучшается, но и даже усугубляется. Например, когда после критических замечаний провинившийся сотрудник не исправляет собственные огрехи, а наоборот, делает что-то еще более шокирующее или вообще бросает рабочее место, уходя к конкурентам или в никуда.

  Зачастую такое происходит, когда критика носит неконструктивный, оскорбительный характер. Некоторые руководители не понимают, что самые благие намерения не оправдывают грубости и хамства. Сотрудник, даже если сильно провинился, вовсе не обязан терпеть оскорблений и унижений.

Проступок и наказание

  Любая критика должна быть выражена в корректной форме. Это правило распространяется и на ситуации, когда вызвавшие ее причины серьезны и привели к сбоям в работе организации. Правда, в таких случаях руководитель не просто пеняет нерадивому работнику за его промах, но идет дальше и принимает меры в соответствии с трудовым договором и уставом организации.

  Сотрудник же, в свою очередь, должен понимать, что любое неверное действие станет поводом для недовольства руководства и последующих оргвыводов.

Как правильно критиковать подчиненных

Конфликтные ситуации

Работник не сдал вовремя отчетность

  Нарушение подобного рода привело к штрафным санкциям со стороны налоговой инспекции или статистических органов.

  • Неправильная реакция: руководитель вызывает работника и в оскорбительной форме выражает неудовольствие его действиями. При этом он не собирается увольнять подчиненного или наказывать его как-то иначе.
  • Результат: выслушав поток брани, провинившийся озлобляется, но не хочет признавать очевидный промах. После этого он или хлопает дверью и увольняется или, затаив обиду, продолжает работать, но уже с тягостным чувством собственной неполноценности и (или) ненависти к руководителю.
  • Правильная реакция: в соответствии с прописанными в индивидуальном трудовом договоре или правилах организации условиями проводится расследование, во время которого выясняется мера ответственности работника и вины за произошедшее. На допустившего нарушение налагается штраф, ему выносится предупреждение, выговор или принимаются другие меры воздействия в соответствии с тяжестью проступка и нормами законодательства. Если работник не согласен с вынесенными решениями, он обращается непосредственно за разъяснениями к руководителю или опротестовывает наказание в соответствии с трудовым кодексом.

Работник систематически опаздывает

  Сотрудник нарушает дисциплину без уважительных причин. В то же время он блестяще справляется со своими обязанностями, его ценят за пользу, которую он приносит фирме. Несмотря на это, оставлять без внимания факты опозданий нельзя, так как поведение одного непунктуального человека дестабилизирует обстановку, негативно сказывается на дисциплине в организации.

  • Неправильная реакция: в ходе борьбы с опозданиями, которая периодически вспыхивает в любой организации, провинившегося вызывают «на ковер» или, более того, выносят выговор, который обнародуют на доске объявлений.
  • Результат: обиженный сотрудник начинает подыскивать работу вдали от строгих рамок регламента, а организация теряет талантливого специалиста.
  • Правильная реакция: Со стороны руководителя бывает достаточно только одного замечания, чтобы работник осознал недопустимость таких действий. Ведь причиной опозданий бывает обычная рассеянность, свойственная многим талантливым людям. Кроме того, в приватной беседе могут быть выяснены провоцирующие ситуацию моменты, например, такие как отдаленное от работы место жительства, транспортные проблемы (пробки на дорогах) и другие. Возможно, целесообразно будет предложить сотруднику вариант «сдвинутого» или плавающего графика работы.

  Оптимально, когда у руководителя есть «подушка безопасности» в виде заключенных контрактов с сотрудниками или коллективного договора, в которых прописаны все нюансы взаимоотношений с работниками и варианты решения проблем.

  Подобные договоренности и их неукоснительное соблюдение исключают необходимость разбирательств по поводу некорректного поведения сотрудников или неудовлетворительного выполнения ими своих должностных обязанностей.

  Конечно, жизнь намного разнообразней, и даже офисную повседневность трудно втиснуть в жесткие рамки регламента, но свою задачу такие контракты выполняют. А некоторые аспекты вполне можно отрегулировать с помощью договоренностей и взаимных уступок, ведь человеческий фактор еще никто не отменял.

 

 

Читайте также:

Дж. Коллинз, У. Лазье "Больше, чем бизнес"

Становимся уверенным человеком

Физиология труда и работоспособность (Фильм)

Все статьи раздела

Поделитесь с друзьями