Духовная жизнь человека и общества 0

Духовная жизнь человека и общества

Место духовности в жизни общества

 

Духовная жизнь человека и общества «Существуют близкие к духовности по значению понятия: просвещение, культура, нравственность, цивилизация. Среди них нравственность имеет более общее содержание. Хотя каждое из этих понятий обозначает конкретное значение, более или менее отличающееся от нравственности, они все находятся в пределах понятия нравственности».

В развитии духовной жизни человека и общества огромную роль играет общественное и индивидуальное сознание. Все разнообразные изменения, происходящие в природе и обществе, находят свое отражение в сознании. Люди выражают свои взгляды, мысли в отношении событий и явлений, оказавших воздействие на их сознание. Это выражение предстает как продукт общественного и индивидуального сознания.

Индивидуальное сознание — это сознание отдельного человека, принадлежащего к конкретной группе, этносу и нации. Оно является отражением реальной действительности общества в со¬знании отдельно взятого человека.

Общественное сознание — это свойство социальной группы, сословия, нации выражать общее содержание социальной и природной действительности.»

По степени отражения действительности общественное сознание делится на обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание состоит из совокупности простых заключений, взглядов, возникших на основе жизненного опыта. Оно отражает повседневную жизнь людей. Под теоретическим сознанием понимается система теоретических воззрений и научных знаний, разработанных теоретиками, учеными. Теоретическое сознание, отражая сущность и закономерности развития событий, может идти наравне с общественным развитием, опережать его или же отставать от него. Общественное сознание классифицируется по сферам (уровням) и видам (формам).

К формам общественного сознания относятся политическое сознание, правовое сознание, нравственное сознание, эстетическое сознание, религиозное сознание, научное сознание и т. д.

К сферам (уровням) общественного сознания относят идеологию и общественную психологию. Общественная психология отражает характеристику духовной, эмоционально-волевой жизни людей.

Общественная психология возникает и развивается под влиянием социальной среды, условий повседневного быта. Она отображает психологические особенности, исходящие из обычаев, привычек, традиций, образа жизни конкретной социальной группы, этноса, народности или нации. Еще одна особенность общественной психологии в том, что в ней находят свое отражение схожие особенности сознания людей, принадлежащих различным народностям и нациям, которые живут в одинаковых условиях на конкретной территории и тесно взаимодействуют. Например, иногда представители некоторых национальностей переселяются на новое место жительства, но на новом месте не уживаются и, в конце концов, возвращаются на прежнюю территорию или в страну, этому способствует во многом их общественная психология.

В отличие от общественной психологии идеология означает систему идейно-теоретических взглядов и ее реализаций, выражающую интересы, мечты, надежды и чаяния конкретной социальной группы, сословия, нации, общества, государства. В ней проявляются прошлое, настоящее и будущее различных социальных общностей. По этому поводу И. А. Каримов сказал следующее: «Наша национальная идеология должна быть совершенно свободна от любых проявлений элементов агрессивного национализма, экстремизма и тому подобных пороков, неуважительного и пренебрежительного отношения к другим нациям и народам, должна стать надежной опорой в достижении нами уважения среди соседних государств и народов, в мировом сообществе и на международной арене».

Идеология отражает общественное бытие (т. е. общественную жизнь). Идеология — это часть мировоззрения, принимающая форму коллективных убеждений. Она также выражает цели, устремления, потребности и интересы наций, народов, общественных групп различных слоев общества. Идеология проникает во все сферы человеческого бытия и обладает огромной организующей и целенаправленной силой. Как пишет Р. Жумаев в своем труде «Политическая система Республики Узбекистан: становление и развитие»: «Моделирование новой идеологии и дальнейшее разворачивание реформ — единые по своей направленности процессы…. Если идеология не привязана к какой-либо конкретной партии или классу, а имеет общенациональный характер, то она обладает большим спектром отражения интересов, более широким диапазоном влияния,… , гибкостью и мобильностью с точки зрения проникновения и адаптации в человеческой среде. Идеологию, которая наиболее полно воплощает в себе эти качества, можно отнести к подлинно народной».

Накануне XXI века ускорился процесс глобализации во всех сферах мирового прогресса. По этой причине актуальной становится проблема единства мирового прогресса и духовных факторов. Прогрессивное человечество, переосмыслив историю собственных стран, стало действовать ради возрождения и умножения духовного наследия своих народов, вести их к доброте и справедливости. Наша страна программой своих действий определила подобный путь возрождения исторического и духовного наследия своего народа.

 

Независимость и возрождение и духовности нашего народа.

После обретения независимости Республика Узбекистан, наряду с мерами по экономическому развитию страны, уделила особое внимание задачам возрождения духовных ценностей, восстановления национального самосознания.

Первоочередной задачей в деле построения независимости было искоренение из сознания нашего народа рабской психологии, разъяснение того, что он имеет великую историю, является преемником духовности великих предков. В связи с этим в большинстве указов Президента, касающихся этой сферы, отмечается, что духовно-просветительские реформы должны считаться основным, приоритетным направлением государственной политики. В своей книге «Наша высшая цель — независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа» И. А. Каримов четко указывает семь главных задач в сфере развития духовности.

Еще до признания независимости были приняты указы главы государства об объявлении с 1990 года 21 марта днем празднования «Навруза» и «Об объявлении религиозного праздника — Курбан айт — выходным днем». В годы независимости одним из первых шагов на пути возрождения духовных ценностей был Указ Президента Узбекистана от 22 марта 1992 года «Об объявлении выходным днем рамазан айт». С учетом значения факторов духовности и просвещения в деле укрепления независимости Узбекистана 23 апреля 1994 года Указом Президента республики был образован общественный центр «Маънавият ва маърифат».

 

Таким образом, за короткий исторический период независимости нашему народу были предоставлены все возможности использования религиозных традиций, обрядов и самое главное — родного языка. Были восстановлены имена великих предков, отреставрированы знаменитые исторические памятники. Переизданы произведения, подобные «Авесте», многие другие литературные памятники старины. Самое важное, в сознании народа стало формироваться понимание того, что он является хозяином своей страны и что великое будущее можно построить своими силами.

Несмотря на то, что узбекский народ, как и другие народы мира, имеет свою богатую историю, духовность и культуру, он не преследует цели добиться превосходства над другими народами или стать им «старшим братом».

Без сомнения, XXI век должен стать веком высокой духовности. Именно поэтому новый подход к вопросу духовности, развитию духовной культуры, традиций и ценностей, укрепление дружбы между народами, готовность считаться с мнением других народов являются гарантией стабильности в XXI веке. Концептуальные основы государственной политики в духовной сфере жизни Общества опираются на критерии гуманизма, прогресса, патриотизма и спокойствия страны.

В настоящее время основными задачами в сфере духовной жизни являются: глубокое изучение духовного и культурного наследия народа; раскрытие прогрессивных идей, основанных на общечеловеческих ценностях и ценностях народов Востока, определяющих будущее страны, нации и осуществление их в жизнь; направление интеллектуально-творческого потенциала здоровых сил общества, обладателей высокого таланта и интеллекта, на благо будущего Родины; сохранение в стране межнациональной дружбы, согласия, мира и спокойствия, воспитание молодежи в духе любви к Родине; популяризация ценностей национальной государственности, факторов, связанных с культурно-просветительским, социально-экономическим и правовым прогрессом; изучение с целью рационального использования общемировых ценностей разнообразных идеологических течений, убеждений, идей, с тем чтобы сформировать у граждан самостоятельное мировоззрение и демократическую политическую культуру; обеспечение взаимовыгодного сотрудничества общественных объединений, научных, творческих учреждений и организаций, средств массовой информации; установление в обществе свободомыслия, свободы совести и вероисповедания; улучшение нравственного климата в обществе.

Однако существуют силы, не желающие процветания и благополучия нашей Родины. В результате эти силы под маской религии несколько раз попытались вернуть нашу страну в средне-веконое мракобесие.

Место религии в жизни человека и общества включает в себя не только выполнение религиозных обрядов, но и сохранение престижа религии, соблюдение в убеждениях, в жизни религиозных требований, сохранение ее чистоты в любых условиях.

В каждой религии существует система религиозных обрядов. Они исходят из сущности этой религии. В частности, обряды христианской религии отличаются от исламских обрядов. Люди в практической жизни соблюдают эти обряды.

К концу XX века, с распадом социализма, пропагандировавшего атеистическое мировоззрение, в молодых независимых государствах, в частности в нашей стране, были возрождены религиозные ценности и религиозное сознание. Этому во многом способствовало построение многочисленных мечетей, медресе, церквей, издание религиозной литературы, т. е. создание условий для вероисповедания, отправления религиозных обрядов.

С обретением независимости в нашей стране заметно усилилась социально-нравственная роль религии и использование^ ее в нравственном воспитании граждан. В этом смысле примечательны слова Ислама Каримова о» том, что религия занимает важное место в жизни любого общества, так как она очищает душу человека, укрепляет чувства доброты между людьми, служит сохранению национальных ценностей и традиций.

В настоящее время, когда человечество переживает сложный процесс развития, несравнимо возросло значение религии в установлении связей между различными народами, их духовного и нравтвенного сближения, совместной борьбы против насилия. Из истории человечества известно, что религия, религиозные представления и светские воззрения, светский образ жизни сосуществовали и продолжают сосуществовать в мире и согласии.

Угроза религиозного экстремизма и фундаментализма

Полномочия государственных структур, органов самоуправления граждан во взаимоотношениях с религиозными организациями, отношения системы образования и религии, статус религиозных организаций, религиозных учебных заведений, религиозных обычаев и церемоний, право собственности религиозных организаций и др.

Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов. Отношение государства к религии, к верующим в Узбекистане определено статьей 31 Конституции Республики Узбекистан. В Республике Узбекистан религия отделена от государства. Государство не возлагает на религиозные организации выполнение ни одной из своих функций. Религиозные организации не выполняют функции государства. Система образования отделена от религии.

Отсутствие преследования, наказания или дискриминации за исповедование или не исповедование религии и есть соблюдение свободы вероисповедания. Принуждение к исповедованию какой- либо религии также противоречит свободе вероисповедания. Свобода совести исходит из принципов светского государства.

Однако в некоторых государствах наблюдается усиление стремления некоторых сил к получению власти с использованием религии в качестве маски. По этой причине в последнее время в науч¬ных изданиях часто стало встречаться такое понятие, как религиозный экстремизм.

Религиозный экстремизм — это форма проявления экстремизма (от лат. крайний, приверженность к крайним взглядам, мерам, которая означает теорию и практику выбора наиболее крайних, радикальных мер, взглядов в решении существующих проблем.

Воззрения экстремистского толка имеют очень древние корни они никогда не признавали ни границ, ни национальности, ни территории. Религиозный экстремизм встречается во всех религиях.

Где бы и под каким бы флагом ни действовали религиозные экстремисты, их целью является установление религиозного государства. Они намереваются достичь этой цели путем насаждения взаимных распрей, разногласий, вооруженных столкновений, т. е. счет крови и насилия.

Ярым сторонником исламского экстремизма является нелегальная, политизированная религиозная партия «Хизб ут-тахрир», возникшая в 1953 году. Ее основателем считается член Иерусалимского суда Такиюддин Набахони (1909—1979), который был одним из руководителей иорданской организации «Братья мусульмане». Члены этой партии своими противозаконными действиями пытаются повлиять на ситуацию в обществе. По своей сути партия «Хизб ут-тахрир» проявляет открытый религиозный фанатизм. В ее политике представлены все методы религиозного экстремизма и фанатизма. Эти методы направлены на радикализацию отношений между гражданами, а также в обществе в целом. Сторонники этой партии, имеющиеся в странах Центральной Азии, стараются создать препятствия для расширения и углубления независимости в своих странах и для развития общества в целом. Следовательно, их цель — захват власти.

Теперь несколько слов о фундаментализме. Впервые термин «фундаментализм» официально был употреблен в 1908 году созданной протестантами штата Калифорния (США) «Конференции фундаментальных понятий христианской религии».

Исламский фундаментализм требует возвращения к основам раннего ислама, соблюдения традиционных исламских догм. На первый взгляд это кажется положительным явлением, однако в^жизни наблюдается обратное.

На основе исламского фундаментализма одним из первых в 1928 году в Египте возникло движение «Братья мусульмане» и создало свою организацию. Участники движения широко пропагандировали идеи исламского фундаментализма среди молодежи. Основной идеей «Братьев мусульман» является единство всех мусульман, исламский путь развития и исламская демократия. «Хизбутовцы» заявляют, что «демократия является изобретением неверных, ее нельзя претворять в жизнь, только восстановлением халифата можно вернуть настоящую исламскую жизнь». Следовательно, они политизируют ислам, превращают его в оружие политики.

Одним из таких течений является ваххабизм. Ваххабиты действуют под лозунгом о необходимости возвращения религии в «чистое состояние» эпохи пророка Мухаммеда и ведут борьбу за это. Ваххабизм был основан Мухаммедом ибн Абдулваххабом (1703— 1792). Он призывал к разрушению надгробных плит, находящихся на могилах великих сподвижников пророка, запрещал посещать могилы, поклоняться святым, курить, пить кофе, рисовать. Корни учения ваххабизма имелись во взглядах таких видных представителей ислама, как Ахмед ибн Ханбал (786—865), Такиаддин ибн Таймия (1263—1328), Ибн Каййим (XIV век). Они выдвигали задачу очищения ислама от всяких новшеств. По их мнению, кроме Кора¬на и Сунны, все учения считаются бидъатом (новшествами).

В настоящее время это движение обвиняет каждый народ, каждое светское государство в безбожии. Ваххабиты во многих государствах занимаются подпольной политической деятельностью. Пытаются привлечь к своей деятельности молодежь с обостренными религиозными чувствами, стремятся насаждать среди людей несогласие, неуважение к чужому мнению.

В вопросах религиозных догм ваххабиты не ставят идеи восстановления халифатского правления. Хизбутовцы же основной своей целью считают восстановление халифатского государства, они отвергают всякую демократию. Хотя эти движения возникли в арабских государствах, их деятельность запрещена во всех странах арабского мира, так как ими выдвигаются догмы, которые противоречат истинному духу ислама. Поэтому И. А. Каримов заявляет: «Фундаментализм, какой бы он ни был, — религиозный или коммунистический, не воспринимает и полностью отвергает все, что не совпадает с их идеологией и взглядами на жизнь, и действует по принципу: «кто не с нами — тот против нас».

Ряд официальных и неофициальных организаций в мире, в частности, хизбутовцы, таблиговцы, нуристы, сторонники течения тавба и другие религиозные экстремисты под маской агитации ис¬лама пытаются распространить свое влияние в Центральной Азии. Возникает вопрос, нуждается ли в агитации ислам в Центральной Азии, являющейся родиной таких великих теологов-мыслителей, как аль-Бухари, ат-Термизи, Мотуриди, систематизировавших основы ислама и сделавших известными их всему миру?

Наш народ на себе испытал степень угрозы религиозного экстремизма и фундаментализма. Никто не вправе забывать события 16 февраля 1999 года, приведшие к гибели невинных людей, собы¬тия в Ташкентской области, в Сариассийском и Узунском районах, события в марте и июле 2004 года в Ташкенте и Бухарской области. Еще не прекратилось воздействие внешних факторов, поощряющих исламский фундаментализм. Поэтому в нашей стране проводится работа, направленная на предупреждение угрозы религиозного фундаментализма, повышение бдительности народа.

Правосознание и общество

Исторические источники свидетельствуют, что формирование писаного права (в частности, римского) происходило и за счет облечения в письменную форму издавна существовавших обычаев. Таким образом, право выступает как цивилизованное средство предупреждения произвола и беспорядка. Следует отметить, что право не может быть выше культурного уровня общества.

На социально-психологическом уровне правосознание представляет собой совокупность чувств, навыков, привычек и представлений, позволяющих человеку ориентироваться в правовых нормах и на правовой основе регулировать свои отношения с другими физическими и юридическими лицами, государством и обществом в целом.

Правосознание — это отражение в сознании взаимоотношений людей, их отношений к существующим общественным явлениям, деятельности учреждений, организаций, и т. п. с точки зрения справедливости или несправедливости, их соответствия или несоответствия законам. Если в обществе, государстве сильно раз¬вито правосознание людей, в них в такой же степени добровольно соблюдаются существующие правовые нормы. Правосознание формируется на основе правовых знаний и правовой культуры.

Если у людей правосознание и правовая культуры значительно развиты, общество будет развиваться стабильно, и наоборот, если общество развивается стабильно, оно создает условия для развития правосознания и правовой культуры. Это значит, что эти процессы взаимосвязаны и взаимно обусловлены.

Правовая культура — критерий зрелости и сознательности граждан. Понятие «правовая культура» отражает уровень понимания населением своих прав и обязанностей, состояния законов, уровня организованности работы по реализации прав, престижа права и других элементов. На правовую культуру оказывают влияние уровень развития правовой науки, налаженность работы по агитации права, общий уровень культуры. Правовая культура есть практика правосознания, т. е. применение права, его реализация. Если личность не соблюдает законы и другие правила, она для общества опасна.

Для формирования правовой культуры преподаются курсы правоведения в средних общеобразовательных школах, академических лицеях, профессиональных колледжах и высших учебных заведениях. Кроме этого, для населения издается специальная юридическая литература, в газетах публикуются статьи, организовываются теле- и радиопередачи по этим вопросам. В республике также функционируют пункты адвокатской консультации.

Наша страна строит правовое демократическое государство, поэтому вопросы правового воспитания граждан являются акту¬альной задачей. По этой причине 29 августа 1997 года Олий Мажлисом Республики Узбекистан была принята «Национальная про¬грамма повышения правовых знаний в обществе». Программа в сфере взаимоотношений граждан, общества и государства предусматривает выполнение следующих задач: повышение правовых знаний и социальной активности населения, совершенствование правового образования и правового воспитания граждан, повышение право¬вой грамотности представителей государственных органов, должностных лиц и граждан, подготовку, переподготовку и повышение квалификации юридических кадров, исследование научных основ повышения правовой культуры и другие. С целью выполнения дан¬ной программы осуществляется целый ряд всесторонних мер, направленных на повышение правовых знаний населения.

В заключение следует сказать, что духовная жизнь общества и задачи духовного обновления в Узбекистане направлены, как указывалось выше, на развитие духовного мира людей, на улучшение нравственного облика общества и через него ускорение социально-экономического прогресса, что в конечном счете будет влиять на прогресс Родины, укрепление мира в стране и повышение благополучия народа.

 

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Exit mobile version