Дети часто протестуют против родительской воли, устраивая скандальные спектакли. Агрессивным поведением малыши хотят стереть границу между запретами взрослых и своим «хочу», «купи» или «дай». Модель поведения у них одинаковая, но вот развитие сюжета зависит от реакции мам, которые по-разному относятся к истерикам. Одни воспринимают их как издержки возраста, другие ведутся на манипуляции и уступают желаниям крохи
Родители несут ответственность за психическое равновесие ребенка, помогают адаптироваться ему в мире, влияют на формирование качеств характера. Любая недоработка, дефицит внимания в период самоидентификации крохи в детском коллективе сразу покажет пробелы воспитания.
Если ребенок после бурной сцены получает желаемое, манера поведения закрепляется у него на подсознании и становится инструментом для достижения желаемого. Ассоциация, подкрепленная эмоцией, становится программой, которая в дальнейшем будет управлять его поведением. Поэтому нужно отличать своеволие от агрессии, экспансивные порывы от психической атаки, не поддаваться на эмоциональный шантаж.
Содержание:
Причины истерики у ребенка
Источники проблеммы
Истерика и капризы имеют одну природу, но отличаются по накалу и способам выражения. Если капризы – спланированная акция, то истерика – бесконтрольная реакция психики на раздражающий объект, сопровождающаяся экзальтированными проявлениями вплоть до судорог. В обоих случаях целью является привлечение внимание к своей персоне и получение желаемого. Мамам нужно вовремя устранять провоцирующие аспекты, чтобы заранее купировать скандал. Зачастую фоном для неадекватного поведения служат:
- – Путаница в значениях времени. Двухлетнему малышу слово «потом», «завтра» ни о чем не говорят. Когда он понимает, что его требование не будет сразу удовлетворено, возникает импульсивный протест, который выходит через плач и крики.
- – Неумение справляться с эмоциями. При сильном возбуждении напряжение проще снять экспансивным выбросом эмоций.
- – Плохое самочувствие.
- – Подражание сверстникам.
- – Недостаток внимания, любви.
- – В силу возраста и за неимением коммуникативного опыта малыш зачастую не способен понять претензии родителей.
- – Отсутствие понятий «хорошо», «плохо». Он отталкивается исключительно от ощущений и первичности своих потребностей.
Ребенок может быть не согласен с чрезмерной опекой. Такая поведенческая линия часто формируется в авторитарных семьях, где есть возрастная градация. Постоянные одергивания «не ходи», «нельзя» вызывают протест, со временем порождают массу комплексов. После 3 лет дети пытаются самоутвердиться, и для них фраза «я сам» звучит как команда к действию.
Разные взгляды взрослых на стиль воспитания травмируют психику. Когда мама разрешает, а папа запрещает, то это дезориентирует в поведении. Повзрослевший ребенок старается подстроиться под одного из родителей (более сильного или авторитетного) или ищет компромиссные решения. Отсюда вранье, «путаница в показаниях», уловки.
Как управлять истерикой
Ребенку сложно объяснить словами его неправоту. Однако при любом развитии сценария следует:
- – сохранять спокойствие;
- – избегать категоричных суждений;
- – реже расставлять ограничительные флажки.
К запретному «нельзя» нужно подбирать компромиссное решение. Например, вместо рисования на стенах предложите малышу альбом с карандашами. Испорченное настроение быстро улучшается в совместной активной игре. В раннем возрасте малыши не способны долго фокусироваться на предметах и состоянии, быстро переключаются и забывают об обидах.
Другое дело, если в кульминационный момент мама начинает успокаивать крикуна. Уговоры лишь подстегивают истерику. Выплеснувшаяся негативная энергия еще больше активизирует процесс, и на этом фоне скандал затягивается. Поэтому лучше понаблюдать за ним со стороны и не идти на уступки. Если проявите слабость, малыш будет часто упражняться в актерском мастерстве.
Когда он проплачется, возьмите его на руки и обсудите проблему. Если почувствуете неуверенность, испуг прижмите его к себе. За неимением коммуникативных навыков ему сложно изложить суть проблемы. Ободряющий тихий голос, улыбка мамы, наводящие вопросы помогут докопаться до причин. В сознании малыша должно отложиться, что все решается в другом формате – через вербальный контакт. После разговора он почувствует значимость своей персоны. Наказание за истерики, наложение запрета на эмоции, вроде «мужчины не плачут» приведут к неврозам, замкнутости.
Способы решения проблемы
Чтобы предотвратить такой сценарий:
- – создайте спокойную среду;
- – позвольте отстаивать ребенку свою позицию;
- – хвалите за мелочи;
- – говорите о своей любви и доверии;
- – учите объективно оценивать поступки.
Аргументируйте запреты. После «нельзя» следом должно идти «потому что» с объяснением. Если в половине случаев говорить «нет», недолго сформировать у ребенка неуверенность в себе, вызвать протест. Избегайте противоречивых ограничений. Что категорически запрещается сегодня, завтра не отменяется. Иначе шаткость вашей позиции в будущем заставит сомневаться в значимости ваших слов.
Не допускайте в воспитании шаблонных систем. Трансформационные скорости сокращают время межвозростных переходов, дети быстрее развиваются. Однако нужно учитывать, что психика за умом не успевает.
В основном истерят дети с подвижной психикой в период адаптации к миру. Обычно это случается в возрасте примерно от 1, 5 до 3, 5 лет, когда чувства не контролируются. Проявите терпение и любовь – и ситуация разрешиться сама. Труды классиков, известные системы, по которым воспитывались родители, остались в прошлом. Поэтому исходите из поведения и потенциала ребенка, и интуитивно направляйте общение в нужный формат.
<span style="font-family: verdana, geneva;"