Системы исследований умственного потенциала основаны на тестах, оценивающих возможности индивида пользоваться вербальными конструкциями, решать задачи, иметь представления о пространственном воображении, абстрактном мышлении. Средние значения – показатель того, что человек способен освоит программу вуза, интуитивно принимать решения, выходить из трудных ситуаций. Если коротко, под интеллектом понимают способность человека выделять нужные сведения в информационном массиве и использовать их для решения разных задач. Уровень IQ зависит от биологических особенностей, наследственности, среды.
Содержание:
Аспекты, определяющие IQ ребенка
Биологические факторы
К этой группе относятся пренатальные (внутриутробные), перинатальные (период перед родами и несколько недель после), постнатальные аспекты. Для нормального развития малыша имеют значения:
- – период кормления грудью;
- – отсутствие родовых травм;
- – рождение в срок;
- – количество предыдущих беременностей и интервал между ними;
- – резус фактор и группа крови, уровень эритроцитов;
- – частота УЗИ обследований.
Болезни матери пагубно отражаются на умственных способностях ребенка. Несмотря на то, что инфекционные заболевания могут протекать легко, в первые месяцы (при краснухе) у плода развивается глухота, падает острота зрения. Диабет, венерические заболевания влияют на потенциал малыша.
Если женщина употребляла спиртное, развивается алкогольный синдром плода. Как следствие – умственная отсталость, олигофрения. По сравнению с кесаревым сечением дети, появившиеся на свет естественным образом, отличаются крепким иммунитетом, показывают лучшие результаты в развитии.
Полноценное питание грудничка – отдельная тема. Недостаток белка и витаминов тормозит умственное развитие. У недоношенных детей, получавших материнское молоко и тех, чей вес при рождении не превышал 2, 4 кг при тестировании в 5-летнем возрасте оказалось, что они на 12 баллов опередили сверстников, выросших на смесях. Для малышей с нормальным весом, показатели составляли 3 балла. Кормить ребенка грудью необходимо не менее полугода, в идеале – до 8 месяцев.
Аспекты среды и наследственности
Известно, что гены передаются от роду. Оказалось, что интеллект матери оказывает большее влияние на развитие малыша, чем отцовский. Если в роду были гениальные предки, вероятно, что малыш вырастет таким же способным, унаследовав вербальный интеллект, способности мыслить пространственно.
Какой бы потенциал не получил малыш по наследству для выживания в социальной среде следует развивать интеллектуальные функции. Если до 1-1,5 лет хватает природного потенциала, позже малыш учится взаимодействовать с миром с помощью других инструментов. На его адаптацию влияет:
- – Статус семьи – культурные и этнические особенности, экономический уровень.
- – Психическая стимуляция мыслительной активности со стороны родителей.
- – Число братьев и сестер.
Факты говорят о том, что каждый последующий ребенок уступает по IQ результату старшему брату или сестре. Разница доходит до 6 баллов. Причем чем меньше возрастной интервал между ними, тем заметнее разница. Объясняется это генетическими особенностями, низким общением с малышом взрослых по причине занятости родителей старшими детьми. При этом:
- – Логическое мышление, математические и речевые способности у мальчиков изначально выше, чем у девочек.
- – У близнецов, тройни интеллектуальный уровень априори ниже.
- – Недоношенные младенцы весом 1,4 кг имеют низкие адаптивные способности.
- – У матерей 25-30 лет обычно рождаются умные дети. У женщин после 32 меньше шансов родить одаренного малыша.
Атмосфера в доме влияет на психо-эмоциональную составляющую. Депривация, напряженные отношения между родителями, отсутствие должного ухода и внимания негативно сказываются на неокрепшей психике. В неполных семьях потенциал у детей снижен. Доказано, что период общения родителей и ребенка напрямую влияет на интеллект, поскольку малыш всегда отождествляет себя с тем, с кем проводит основное время. Он перенимает поведенческие модели, способы общения с миром, осваивает новые роли.
Развод родителей создает неблагоприятный эмоциональный фон. Однако семьи, где создается иллюзия брака, ничем не отличаются от тех, где воспитанием занимается одна мать. В обоих случаях функции отца не реализуются.
Как ни странно, но низкий и высокий экономический статус семьи входят в группу риска. Обычно нужда сопряжена с заботами о пропитании и родителям не хватает времени заниматься детьми. Так, недостаточное развитие речевых навыков – следствие дефицита лингвистической практики. В семьях с большим достатком ими занимаются специалисты, но в первом и втором случаях детям не хватает эмоционального контакта, тепла. Умные дети вырастают в интеллектуальной среде, в атмосфере любви и заботы.
<strong