Методы интерактивного обучения

Методы интерактивного обучения

Для успешного усвоения материала в обучении используются разные принципы преподавания. Пассивная модель подразумевает запоминание информации со слов или текстового носителя. Активная форма обусловлена стимулированием творческой деятельности посредством самостоятельного выполнения заданий. На смену классическим методам пришло интерактивное обучение, основанное на принципе открытого взаимодействия между учеником, учителем. Диалоговый подход обеспечивает участникам равные позиции.

 

Методы интерактивного обучения

  • 1. Эвристические беседы.
  • 2. Парное, групповое обучение с наглядным материалом.
  • 3. Кейс-метод.
  • 4. Обсуждения, дискуссии.
  • 5. Проект-метод.
  • 6. «Мозговой штурм» и др.

  Общая цель – создание комфортных условий для получения информации с вовлечением в процесс других участников коллектива. Техника учит:

  • – моделировать ситуации;
  • – подвергать анализу свои и чужие решения;
  • – стимулирует интерес к новой информации;
  • – аргументировано обосновывать принятое решение;
  • – умению решать проблемы через дискуссии;
  • – учитывать альтернативные мнения;
  • – взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • – управлять психо-эмоциональным состоянием;
  • – взаимопомощи.

Игровые методы

  Интерактивный стиль подразумевает поиск и обобщение материала согласно учебной задаче. Это позволяет не только ознакомиться с теоретической частью, но и воспроизвести сюжет в учебно-игровом поле, прочувствовав соответствующие эмоции. Практические действия позволяют справиться с рядом сложных элементов, закрепить знания опытным путем, развить реакцию.

  Учитель сам может придумать сюжетные идеи и предложить их обыграть. Например, предложить малышам изучить анатомию, импровизировать на тему настроения, воспроизвести тематический сюжет, выполнить логическое задание. В начальной школе популярны «Дерево решений», «Мозаика», «Сюжетные игры» и др. Все они направленные на развитие креативного мышления, памяти, неординарных способностей.

Кейс-метод

  Техника подразумевает подробное изложение проблемной ситуации, поиск информации из разных сфер для ее решения. При этом задача решается в несколько действий, что требует структурировать собранный материал, проанализировать его, найти оптимальный вариант. Если разложить метод на составляющие, в него включены:

  • – моделирование;
  • – систематизация;
  • – дискуссия;
  • – воображение.

  Отчет по проблеме преподносится в форме доклада, компьютерной презентации либо в комбинированном виде.

Методы интерактивного обучения

Исследовательско – эвристический метод

  Поисковый или частично поисковый (эвристический) метод ориентирован на развитие активности, самостоятельности, умения работать с информацией, предполагает многоэтапный процесс. Учащимся приходится знакомиться:

  • – Со сферой предметного исследования.
  • – Определять задачу.
  • – Собирать и изучить данные.
  • – Классифицировать информацию.
  • – Экспериментальным или теоретическим путем находить доказательную базу.
  • – Подытоживать результаты.

  На начальном этапе в помощь студентам преподавателем предлагаются эвристические методы: учебные практикумы, лабораторные работы. Умственная деятельность дает навыки самостоятельной работы, развивает воображение, помогает выявить природные наклонности, внимание, творчество, учит отстаивать принципиальную позицию.

Дискуссии

  Этот метод представляет собой особую форму познаний, дающих возможность участникам процесса обмениваться полезными сведениями относительно учебной задачи. Именно этот интерактивный вид чаще всего эксплуатируется в практике образовательных учреждений, поскольку подходит для студентов с разной степенью подготовки. Выбирается и для проведения научных конференций, симпозиумов, так как свободный формат позволяет затрагивать смежные темы. Во время обсуждения образуются такие компетенции как толерантность, опыт социального общения.

Мозговой штурм

  Метод подразумевает общее генерирование идей, последовательность этапов в решении профессиональной или междисциплинарной задачи. Чтобы отследить рациональное зерно в предлагаемых вариантах, учащиеся все мысли фиксируют на бумаге для перспективного анализа. Последовательность в системе позволяет отследить, как формируются логическая цепочка. Например, старшеклассникам на уроке химии предлагают ответить на вопрос о свойствах жидкого кристалла. Для обзора дается 3 минуты. Ученики в структурированном виде записывают характеристики. По истечении времени класс обсуждает параметры и делает общее заключение.

Метод проектов

  Этот вариант рассматривается как идея развития творческих навыков, самостоятельного мышления, способность ориентироваться в информационном массиве, умение оценивать перспективу, проводить исследовательский поиск. Техника направлена на индивидуальное, парное, групповое обучение. Выпускник школы и вуза в реалиях сегодняшнего времени должен обладать широким кругозором, знать алгоритм решения проблем. Работа над проектом подразумевает симбиоз теории и практики. Результатом деятельности может стать альбом, инсценировка, создание информационного продукта, веб-сайта. В процессе у участников проекта появляются организационно-управленческие навыки, опыт работы в команде.

  Сравнительный анализ вышеизложенных техник показывает, что не все методы могут применяться при изучении естественных наук. Ограниченное количество часов по непрофильным предметам не позволяют использовать разные виды интерактивных технологий. Кейс-метод, сюжетные игры требуют много времени для подготовки и проведения. Исследовательская, «мозговой штурм» дискуссионная формы оптимальны для классных занятий. В идеале лучше сочетать разные техники, что приведет к образованию новых компетенций.

 

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *