Психологический портрет подростка

Психологический портрет подростка

Отрочество (от 10 до 15 лет) – сложный этап в жизни родителей и ребенка. Взаимные недопонимания приводят к конфликтам, проявляющихся в разных формах протеста, девиантном поведении подростка. Но с другой стороны у него:

  • – Появляется ответственность.
  • – Расширяются области контактов, интересов.
  • – Становятся актуальными вопросы образования, социализации.

Психологический портрет подростка

Подростковые комплексы

  На неокрепшую психику в первую очередь влияют гормональная перестройка, вегетативные проявления. Непропорциональное развитие тела приводит к заметным изменениям во внешности. Осознавая свою неуклюжесть, нарочитой грубостью, бурной реакцией, другими неэтичными проявлениями ребенок старается отвлечь от себя внимание и самоутвердиться. Он готов на многое, только бы не казаться в глазах сверстников смешным.

 Несоответствие эталонам красоты приводит к комплексу несовершенства. Девочки ищут физические изъяны и прячут свою неуверенность за вычурным макияжем, слепо подражают звездам и моде, становятся приверженцами субкультур. Часто навязанные стандарты приводят к социальной дезаптации (затворничеству) или дисморфаническому синдрому – психическому отклонению, возникающему на фоне физического несовершенства и подавленного состояния.

  Для мальчиков важно продемонстрировать силу и зрелость, поэтому драки со сверстниками считаются доказательством мужественности. Основные переживания у обоих полов связаны с возникновением сексуального желания.

  В этот период у подростков прогрессирует психо-эмоциональное развитие. При этом перепады настроения, проявления полярных качеств, восприимчивость к чужому мнению и оценке уживаются с сентиментальностью, показной независимостью, обожествлением кумиров, фантазиями, заученными рассуждениями о жизни. Апатия сменяется энтузиазмом, пессимизм – немотивированным весельем.

Отношения с взрослыми

  Бушующая энергия требует активности. Отсюда жажда деятельности, стремление к новой информации, инициативность. Интерес и любознательность помогают сформировать волю, активизировать лидерские способности. Высокие оценки на уроке, конфликт с учителями – противоположные, но действенные способы обратить на свою персону внимания, заработать одобрение сверстников.

  Когда в семье недостает заботы и любви, ребенок ведет себя в коллективе агрессивно. Именно в этот период среда обитания и семья имеют решающее значение в формировании мировоззрения и нравственных ценностей.

  Дети способны ставить задачи и, несмотря на свойственную импульсивность, выбирать варианты для их решения. Родителям важно поддержать идею и мотивировать чадо на конечный результат, сохраняя принцип добровольности, поскольку растерянность перед миром не позволяет довести начатое до конца. Взрослые в ответе за воспитание ответственности, сильных качеств характера. Подростки берут с них пример и, исходя из семейных приоритетов, выстраивает личную модель взаимоотношения с социумом.

  Они ждут от членов семьи внимания и помощи. Те, кто считаются с мнением и желанием подростка, становятся для них авторитетом и наставником. В обратном случае возникает оппозиционное противостояние. Вернуть доверие взрослеющего ребенка сложно. Если мама и папа признают ошибки в воспитании, стараются:

  • – вовлечь его в семейные дела;
  • – использовать активность ребенка в его же пользу;
  • – предоставляют свободу в действиях.

Психологический портрет подростка

Развитие интеллекта

  Подросток способен запомнить большой объем информации, структурировать материал по темам. При этом его восприятие отличается специфической избирательностью. То, что кажется интересным, мгновенно запоминается через логическое осмысление. Память и внимание организованы и управляемы. В период взросления появляется высокая способность к творческому, абстрактно-пространственному мышлению. Благодаря таким ресурсам заметно повышается интеллектуальный уровень.

  Независимо от гендерных различий, социализации дети озабочены желанием разобраться в себе, и стараются приблизиться к авторитетному уровню (кумиру). Когда существует проблема и неясны пути ее решения, появляются специфичные проблемы, приводящие к подростковому кризису. Если они неуверенны в родительской компетентности, обращаются к школьному психологу. Современные подростки с повышенной рефлексией озабочены характерологическим, интеллектуальным, физическим совершенством.

  Также нуждаются в квалифицированной поддержке, чтобы найти способы совершенствования потенциала:

  • – Проходят тесты на разные виды интеллекта.
  • – С помощью разных инструментов определяют природную склонность к наукам, творчеству.

Рекомендации родителям

  Вместе составьте систему правил: аргументированных санкций и поощрений. При этом избегайте ограничений в большом количестве. Необходимо, чтобы ребенок согласился с вашими доводами и признал их жизнеспособными. От взрослых требуется последовательность в действиях и соблюдение прописанных условий. При нарушении обязательств с его стороны важно объяснить причину наказаний через выражения чувств и альтернативных предложений. «Я очень испугалась, когда увидела, как ты прыгаешь с высоты. Это очень опасно, и я запрещаю повторять такие трюки. Если тебе нравится экстремальный спорт, запишись в секцию/клуб ».

  Не забудьте выяснить, с какой целью он это проделывает. Возможно, он тренирует волю или избавляется от фобии. Общение следует строить в форме диалога. Если говорите о чувствах, произносите фразы от первого лица. Вместо: «Ты опять принес тройку по математике» скажите: «Я переживаю за твою учебу и знаю, что ты можешь учиться лучше. Давай заниматься вместе». Главная проблема состоит в сложности нахождения причины, спровоцировавшей неадекватное поведение. Родителям важно иметь психологические знания, чтобы вместе преодолеть критический период.

 

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *