
Отрочество (от 10 до 15 лет) – сложный этап в жизни родителей и ребенка. Взаимные недопонимания приводят к конфликтам, проявляющихся в разных формах протеста, девиантном поведении подростка. Но с другой стороны у него:
- – Появляется ответственность.
- – Расширяются области контактов, интересов.
- – Становятся актуальными вопросы образования, социализации.
Психологический портрет подростка
Подростковые комплексы
На неокрепшую психику в первую очередь влияют гормональная перестройка, вегетативные проявления. Непропорциональное развитие тела приводит к заметным изменениям во внешности. Осознавая свою неуклюжесть, нарочитой грубостью, бурной реакцией, другими неэтичными проявлениями ребенок старается отвлечь от себя внимание и самоутвердиться. Он готов на многое, только бы не казаться в глазах сверстников смешным.
Несоответствие эталонам красоты приводит к комплексу несовершенства. Девочки ищут физические изъяны и прячут свою неуверенность за вычурным макияжем, слепо подражают звездам и моде, становятся приверженцами субкультур. Часто навязанные стандарты приводят к социальной дезаптации (затворничеству) или дисморфаническому синдрому – психическому отклонению, возникающему на фоне физического несовершенства и подавленного состояния.
Для мальчиков важно продемонстрировать силу и зрелость, поэтому драки со сверстниками считаются доказательством мужественности. Основные переживания у обоих полов связаны с возникновением сексуального желания.
В этот период у подростков прогрессирует психо-эмоциональное развитие. При этом перепады настроения, проявления полярных качеств, восприимчивость к чужому мнению и оценке уживаются с сентиментальностью, показной независимостью, обожествлением кумиров, фантазиями, заученными рассуждениями о жизни. Апатия сменяется энтузиазмом, пессимизм – немотивированным весельем.
Отношения с взрослыми
Бушующая энергия требует активности. Отсюда жажда деятельности, стремление к новой информации, инициативность. Интерес и любознательность помогают сформировать волю, активизировать лидерские способности. Высокие оценки на уроке, конфликт с учителями – противоположные, но действенные способы обратить на свою персону внимания, заработать одобрение сверстников.
Когда в семье недостает заботы и любви, ребенок ведет себя в коллективе агрессивно. Именно в этот период среда обитания и семья имеют решающее значение в формировании мировоззрения и нравственных ценностей.
Дети способны ставить задачи и, несмотря на свойственную импульсивность, выбирать варианты для их решения. Родителям важно поддержать идею и мотивировать чадо на конечный результат, сохраняя принцип добровольности, поскольку растерянность перед миром не позволяет довести начатое до конца. Взрослые в ответе за воспитание ответственности, сильных качеств характера. Подростки берут с них пример и, исходя из семейных приоритетов, выстраивает личную модель взаимоотношения с социумом.
Они ждут от членов семьи внимания и помощи. Те, кто считаются с мнением и желанием подростка, становятся для них авторитетом и наставником. В обратном случае возникает оппозиционное противостояние. Вернуть доверие взрослеющего ребенка сложно. Если мама и папа признают ошибки в воспитании, стараются:
- – вовлечь его в семейные дела;
- – использовать активность ребенка в его же пользу;
- – предоставляют свободу в действиях.
Развитие интеллекта
Подросток способен запомнить большой объем информации, структурировать материал по темам. При этом его восприятие отличается специфической избирательностью. То, что кажется интересным, мгновенно запоминается через логическое осмысление. Память и внимание организованы и управляемы. В период взросления появляется высокая способность к творческому, абстрактно-пространственному мышлению. Благодаря таким ресурсам заметно повышается интеллектуальный уровень.
Независимо от гендерных различий, социализации дети озабочены желанием разобраться в себе, и стараются приблизиться к авторитетному уровню (кумиру). Когда существует проблема и неясны пути ее решения, появляются специфичные проблемы, приводящие к подростковому кризису. Если они неуверенны в родительской компетентности, обращаются к школьному психологу. Современные подростки с повышенной рефлексией озабочены характерологическим, интеллектуальным, физическим совершенством.
Также нуждаются в квалифицированной поддержке, чтобы найти способы совершенствования потенциала:
- – Проходят тесты на разные виды интеллекта.
- – С помощью разных инструментов определяют природную склонность к наукам, творчеству.
Рекомендации родителям
Вместе составьте систему правил: аргументированных санкций и поощрений. При этом избегайте ограничений в большом количестве. Необходимо, чтобы ребенок согласился с вашими доводами и признал их жизнеспособными. От взрослых требуется последовательность в действиях и соблюдение прописанных условий. При нарушении обязательств с его стороны важно объяснить причину наказаний через выражения чувств и альтернативных предложений. «Я очень испугалась, когда увидела, как ты прыгаешь с высоты. Это очень опасно, и я запрещаю повторять такие трюки. Если тебе нравится экстремальный спорт, запишись в секцию/клуб ».
Не забудьте выяснить, с какой целью он это проделывает. Возможно, он тренирует волю или избавляется от фобии. Общение следует строить в форме диалога. Если говорите о чувствах, произносите фразы от первого лица. Вместо: «Ты опять принес тройку по математике» скажите: «Я переживаю за твою учебу и знаю, что ты можешь учиться лучше. Давай заниматься вместе». Главная проблема состоит в сложности нахождения причины, спровоцировавшей неадекватное поведение. Родителям важно иметь психологические знания, чтобы вместе преодолеть критический период.
More from my site