Как устроен человек
Как устроен человек-2

Как устроен человек

Взаимодействие биофизического и социального компонентов в человеке

Уже подчеркивалось, что человека можно рассматривать как физическое тело и как биологическое существо. Как устроен человек? В то же время нельзя все сводить только к этим определениям, так как человек является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Для всестороннего изучения темы необходимо постоянно обращаться к материалам курса «Общей биологии», т. к. главная задача общей биологии состоит в исследовании сущности жизни, ее структур, форм, общих закономерностей развития живых организмов.

Как устроен человек-1

Биологическая особенность.

Анализируя рассуждения о естественном происхождении человека, следует отметить, что человек генетически связан с высшими млекопитающими и его биологическая природа проявляется в биологии и анатомии. Поэтому, например, при изучении строения и работы человеческого мозга, также как и других млекопитающих, применяются разнообразные морфологические, поведенческие, электрофизиологические, биохимические, генетические методы исследований. Однако человек образует особый вид — который, и имеет свои, только ему свойственные, отличительные черты.

В связи с этим утверждением, человек — существо уникальное, ни с кем и ни с чем не сопоставимое.

Даже физические свойства человека уникальны. Например, существует утверждение, что «тело человека — отражение его души». Поэтому культуристы, спортсмены, йоги вырабатывают способности управлять развитием собственной биологической природы.

Важной также является другая биологическая особенность человека. Она состоит в следующем: в отличие от других живых организмов, биологические качества человека жестко не запрограммированы. Это дает возможность людям приспосабливаться к любым условиям жизни на планете и даже за ее пределами. При этом человек развивает те способности, которые необходимы для выживания.

Мозг человека берет на себя функции посредника в приспособленческих реакциях. Человек адаптируется к новым проблемам разными путями: вспоминает, как решал подобные задачи раньше, борется с трудностями или пасует. Ситуации, когда такие реакции приводят к стойкому изменению в поведении, называются обучением. Со временем многие реакции становятся подсознательными (так, люди заходят в помещение, если идет дождь). К сожалению, человек изобрел и такие способы адаптации, которые приносят вред ему самому и окружающим. Привычка к перееданию, использование наркотических средств — типичные примеры «плохого» адаптивного поведения.

Человеческий мозг — также уникальное явление. Он осуществляет внутреннюю регуляцию, обеспечивает продолжение рода, адаптацию и т. д. Однако эти свойства характерны для всех живых организмов, в том числе и растений, если исключить движение. Даже бактерии могут отвечать на раздражители, двигаться, регулировать дыхание и т. д. Многие клетки организма могут также независимо передвигаться, и расти (у человека, например, — лейкоциты, клетки кожи).

В чем же еще заключается уникальность человеческого мозга? Человек не умеет летать, подобно орлу, и уступает ему в остроте зрения, не способен так быстро бегать по горам, как снежный барс или пума. Однако, в отличие от животных, человеку более присущи такие свойства, как наблюдение и анализ.

Социальная составляющая

Как устроен человек-5

Следовательно, существуют качества, объединяющие человека с различными физическими, физико-химическими и биологическими явлениями мира, и качества, отличающие его от этих явлений, свойственные только ему. Обладая способностью мыслить, трудиться и творить, человек представляет особую группу мира живой природы. Именно это служит основанием называть человека человеком, личностью, социальным явлением.

Отсутствие у человека специализированных инстинктов побуждает его искать не биологические способы укоренения в природе. Достигается это с помощью сознания, разума, интеллекта. Эта способность позволяет рассматривать мир как в реальном, так и в идеальном измерении. Это мир образов, идей, знаний, ценностных представлений, норм морали и права, социальных чувств и т. д. Это и есть мир культуры. Изучение высших животных (обезьян) показало, что они могут с помощью компьютера сообщать даже о своих желаниях, т. е. способны вести диалог с человеком. Однако высшие животные не обладают самой уникальной способностью – способностью к понятийному мышлению. Они не способны, как считают некоторые исследователи, формировать отвлеченные, абстрактные представления о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей.

Следовательно, человек со своими многообразными природными свойствами и особенностями считается продуктом природы, вместе с тем им приобретена отличающаяся от естественной природы культура. Несмотря на обладание особенными культурными качествами, человек не может выйти за рамки законов природы.

Как устроен человек? В современной науке наиболее широко распространено представление о человеке как о биосоциальном существе, соединяющем в себе биологический и социальный компоненты. С таким взглядом можно согласиться, если помнить при этом о двух обстоятельствах. Во-первых, организм человека состоит из частей, считающихся физическими, а также в нем происходят процессы, подчиняющиеся закономерностям химических реакций, т. е. он представляет собой своеобразное физическое тело и комплекс химических веществ. Во- вторых, не только человек, но и многие живые существа подчиняются формам существования, которые называются социальными. Наука XX века (например, такая биологическая наука, как этология ) накопила значительное количество данных о том, что социальное поведение человека во многом генетически обусловлено. Исходя из этого, вернее было бы назвать его биосоциальным существом с телом физико-химического свойства.

Начиная с античного периода, философия также уделяет большое внимание определению природы человека. Например, инки видели человеческую природу в естественном образе жизни и ограничении материальных потребностей и желаний. Эпикур видел ее в общих для людей и животных ощущениях, а Сенека и историки — в разуме. Мыслители Средней Азии, например, Ибн Сина, утверждали, что для существования и развития человека важно сотрудничество, а для осуществления сотрудничества необходимы закон и справедливость. В западной философии нового и новейшего времени подчеркивалась общественная сущность человека. Следовательно, в философии сложилась так называемая триединая модель человека, рассматривающая его в единстве таких составляющих, как тело, душа, дух.

Как предмет естественно-научного познания человек рассматривается в трех аспектах: с точки зрения происхождения; с точки зрения взаимоотношения существующего в нем естественного и общественного; с точки зрения изучения разнообразных свойств человека специальными естественно-научными методами.

Первое направление — антропология — наука, изучающая происхождение человека и эволюцию физической организации человека и его рас.

Второе направление — социо-биология — научное направление, изучающее биологические основы социального поведения животных и человека, используя данные экологии, генетики, этологии, этнографии и др.

Третье направление — изучение естественно-научным путем мозга, сознания и души человека.

С момента возникновения человека и до тех пор, пока он существует, в нем будут присутствовать отличные друг от друга начала. Потребности организма человека свидетельствуют о близости его с другими живыми существами, животным миром, природой. Желание человека достичь нравственного совершенства означает, что в нем есть основа духовности.

В человеке есть “Я”

В человеке есть то, что тесно связано с телом и именуется «сознанием», «духом», «душой», «своим «Я». Привлекающая к себе внимание исследователей в течение многих веков духовная сторона натуры человека, его душа, его «Я» до сих пор полностью не изучены и остаются объектом научных исследований. Действительно, что же такое на самом деле наш внутренний мир, наша душа, наше «Я»?

Если попытаться разобраться в содержании духовного мира, то будет представлена следующая картина. Как уже подчеркивалось, человек — существо разумное, мыслящее, наделенное сознанием. Ученые-обществоведы  Б. Касымов и А. Мухтаров, говоря о взаимодействии природы и человека, заключают следующее: «Проблема сознания — это вопрос о соотношении психического, физиологического и социального: если человек разумный — венец эволюции материи, то мысль — высшее свойство мыслящего материала головного мозга человека, коры его больших полушарий. Становление человеческого сознания связано с развитием речи, языка — этого носителя социального опыта человечества». При помощи сознания человек активно ориентируется во внешнем мире, познает его и самого себя. Следовательно, сознание — это уровень активности человека как общественного существа, так и I форма отражения реальности в виде чувственных и мыслительных образов.

Само отражение реальности отличается избирательностью и логическим мышлением. Информацию о внешнем мире поставляют человеческие ощущения, чувства и мышление. Чувства человека, образно выражаясь, являются «воротами» его внутреннего мира. Это особый вид эмоциональных переживаний. Без чувств, эмоций не бывает души, следовательно, любая мысль может выступить в «одежде» эмоций. Очередной ступенькой «Я» являются представления, т. е. способность человека обеспечить абстрактную форму содержания чего-либо в своем сознании. Сознание соединяет в себе все способности человека. Способность чувственного познания мира — это ощущения и представления. К способности логического или абстрактного познания относятся суждения, умозаключения, понятия. В структуру индивидуального сознания также входят способности к анализу, синтезу (мысленному расчленению и соединению составных частей целого), переходу от фактов к обобщениям, выводам из обобщенного знания чего-либо конкретного, сравнению и поискам сходства, моделированию; самосознание и самооценка самого себя. Существенную роль в сознании играют инстинкт и интуиция.

Чувства, представления и другие элементы нашего «Я», абстрагируясь, образуют единое целое — иногда грустное, иногда радостное, иногда гневное и т. д.

Плоды творческой деятельности способны вызвать у человека определенное настроение и особые чувства. Например, исполнение народной мелодии может вызвать у человека чувства, связанные с его отношением к культуре определенного народа. Художественные полотна У. Тансыкбаева, И. Левитана или современного модернистского художника могут повлиять на создание определенного настроения. Эти эмоциональные переживания зависят не от последовательного перебора струн или химического состава красок, нанесенных на холст. Чувственное восприятие продуктов творческой деятельности заложено в особенностях нашего сознания, в нашем «Я». Возможно, где-то здесь и содержится таинственность человеческого сознания, его «Я» — в том, каким же образом естественные физические, химические и другие свойства предметов могут превращаться в жизненные основы и цели человека, такие как красота, полезность, честь, правда, справедливость и т. д.Психологический портрет человека 2

От понятия человек неотделимо также понятие мировоззрение. Важнейшими компонентами структуры мировоззрения являются знания, ценности и убеждения. Знания и представления о природе, космосе, возникновении жизни, природной сущности человека, а также социологические, политические, этические знания и взгляды людей, касающиеся представлений об обществе и обыденные знания, навыки формируют систему мировоззрения. Понятие ценности используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Убеждения — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, вера человека в правоту ус¬военных идей.

Внутренний мир человека — мысли, чувства, интересы, ценностные ориентиры, воля и воображение — уникален для каждого индивида. Прояснить мир внутреннего «Я» призваны и философия, и специальные науки о человеке — психология, психиатрия, физиология высшей нервной деятельности, а также социология, педагогика и многие другие общественные науки.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Прокрутить наверх